Joiner's works Joiner's works in rural mestosti Works of the joiner Work of the joiner in a countryside

Boxes, covers, doors (ch. 11)

 
 

Sharnirnye of a loop do deaf and demountable, at the last on one end of a core screw a tip. Height of loops - 75-125мм, width of a card - 30-35мм. On such loops hang covers and doors. Sharnirnye loops of the smaller sizes apply to window leaves. The sizes of loops define, proceeding from massiveness of products, the sizes bruskov boxes and obvjazok.

The screw Core should enter densely enough into a loop aperture, and its head - in razzenkovannoe an aperture. When the core of a screw is a bit less than diameter of an aperture in a loop last will be unsteady, as though hardly it privertyvali. When the screw head acts over razzenkovannym an aperture covers or doors will spring and not to be covered densely.

Apply screws with flat, or secret, semicircular, or semisecret, heads: the first kind of screws - for all kinds of the works, the second and the third - for fastening of handles, added locks and other devices, that is there where acting heads will not prevent dense pritvoru shutters of covers of doors. Before zavertyvaniem a screw it is recommended in the aperture centre in a loop to pierce shilom rather narrow, with depth 10-15мм an aperture, slightly to hammer screw (on depth 5-7мм) and after that to screw it but not to hammer at all a hammer. It is impossible krepit loops nails.

If sharnirnye loops it is possible krepit both on left, and on the right shutter polusharnirnye loops are subdivided on right and left. On the left loop from outside razzenkovannyh apertures the core is at the left, and on right - on the right (fig. 78).

a Door hung on the right loops: and - the right loop; - the hung door

78. A door hung on the right loops :
And - the right loop; - the hung door

For a door opened on to the right, apply right polusharnirnye loops; for the shutters of a window aperture opening every which way (the winter open outside, and summer inside), - two pairs the left and right loops.

Thus, loops should be hung on their appointment. If the left loop to hang on the right shutter at shutter opening last will act in film from a loop under the influence of own weight, and it can lead to a trauma.

Naveshivanie of shutters or frames on loops begin with prirezki loops in a shutter. A loop put to brusku on such distance from the top or bottom end that it equaled to length of a loop, but under a condition that between a loop and an end face of thorns was not less 10мм, more - it is better. To kill loops on thorns, and also on knots and other defects of wood it is not recommended.

Having planned a pencil or shilom risks for a loop, a chisel cut out wood for a thickness of one card. Then put a loop, plan shilom places for screws and privertyvajut a loop in parallel an edge bruska. Having strengthened two loops on a shutter, them open, put to a box quarter, hardly press to a transom (a deaf frame - to the top quarter of a box) and outline a pencil or shilom, doing risks on which choose wood, forming dredging for a loop.

After that a shutter or a frame put to a box again so that loops have risen in nests, plan places for screws and privertyvajut each loop at first one screw. After naveshivanija two shutters check, how they are closed and open, carry out the necessary corrections, lowering, lifting or deepening a loop, and only after that wrap other screws.

At mass naveske doors or covers under loops it is possible to apply a template of joiner-innovator Pavlihina to a marking of places. It consists from wooden rejki to which two are attached skoby from a thin strip steel with the pointed edges. Skoby do on the size of loops and put in a proper place rejki. To one end face attach an emphasis. A template put to a shutter so that it was hooked by an emphasis for one end, strike on it kijankoj or a hammer from what on bruske outlines of loops on which cut out a chisel wood under loops are printed. In the same way mark places under loops and on boxes (fig. 79).

the Template of Pavlihina for rametki places under loops: 1 - an emphasis; 2 - skoby

79. A template of Pavlihina for rametki places under loops :
1 - an emphasis; 2 - skoby

Doors hang the same as also shutters of covers. That the door did not open any way, it is recommended to hang it with a small inclination towards a box quarter. At naveshivanii a door densely press to the top quarter of a box. At dvuhpolnyh or polutorapolnyh doors preliminary pristragivajut pritvory, after naveshivanija beat from two parties nashchelniki which protect places pritvora from blowing off by a wind. Doors are better for hanging on demountable loops that facilitates repair performance.

Prirezka of devices. To the hung shutters, frames and doors prirezajut various devices, that is put handles, locks, latches, latches, hooks etc.

Handles, hooks and latches krepjat after colouring of covers and doors, and locks and internal latches - before colouring. Latches put only in dvupolnye or polutorapolnye doors. At height of a door to 2м put two latches in length on 235мм, at a door above 2м - the bottom latch in length 235мм, and top - 370мм. It do that the latch could be opened from a floor. Krepjat a latch several screws.

For installation of latches in places pritvora one half above and below choose a chisel the grooves which depth should provide easy opening and latch closing.

Latches krepjat from that party of cover which presses the second shutter. On this shutter two latches put. If the frame opens completely on it two latches also put.

Hooks are less convenient, than latches. Apply them mainly to shutter fastening in open position.

Window leaves lock fortochnymi zavertkami the small size. To lock-out of doors apply latches or other elementary devices, but more often locks.

Handles for closing and opening of shutters of cover, frames and doors happen right and left (fig. 80): right krepjat to the right half of a door or cover, and left - to left on distance 900-1100мм from a floor.

Handles: and - left; - right

80. Handles :
And - left; - right

Handles, latches and other devices sometimes leaky adjoin to bruskam because it prevent acting nuts and rivets. In this case under them it is necessary to cut down nests of the demanded length and depth.

Locks apply vreznye, waybills, prireznye. The Dead lock is mounted in lateral bruske an opening cloth of a door at the same height from a floor, as well as by door handles (900-1100мм). Nests under locks (under a box and a forward lath) cut down a chisel or a chisel so that the forward lath was zapodlitso with an edge bruska, or rolled on 1 / 2 mm in its thickness, but did not act above an edge. Into a nest insert the lock and check density prileganija a forward lath, the lock take out, measure distance from kljucheviny to a lath and transfer this size on a door so that at aperture cutting out in bruske it was against kljucheviny. At first it is possible to drill an aperture in diameter on 2-3мм more core of a key, and for a small beard to continue an aperture. After that the lock privertyvajut screws also check a key its work. If the lock badly works, it unscrew and correct defects (fig. 81).

Falevyj the lock with suvaldnym the mechanism

81. The falevyj lock with suvaldnym the mechanism

At a dead lock insert it is recommended to use a template of Kuskova (fig. 82). The top lath of a template is executed from a board in the thickness 10-12мм, and lateral faces - from plywood-pereklejki, a dense cardboard or plastic. A template put on a door cloth in a proper place and a pencil mark position of top of a lath of the lock, depth of dredging of a nest and the keyhole location. Hollow a nest in the usual way. Along the edges of a nest bore through apertures on depth of the lock a drill which diameter is equal to a thickness of a box, it is possible and a little already. It facilitates the further performance of a nest.

the Template of Kuskova for a marking of nests under dead locks

82. A template of Kuskova for a marking of nests under dead locks

It is More difficult to kill zapornuju a lath, even skilled joiners spend a lot of time for this operation. Therefore it is better to arrive so. In a quarter of a box or half of door against a bolt cut down a nest depth no more 5мм, the size a little more than a bolt end face. Then cover a nest zapodlitso with bruskom soft clay, plastelinom, putty or a bread crumb. It is possible to prepare putty from a chalk on tavote or lubricating oil. The covered place smooth down at quarter level, cover a door and key turn put forward a bolt. It leaves a print on which put zapornuju a lath a cut precisely on the print centre. Lath lead round a pencil or shilom, do labels and against a skating rink if it is available in the lock, etc. On the planned risks choose wood on the necessary depth and privertyvajut a lath screws.

Столярные работы Столярные работы в сельской местости Работы столяра Работа столяра в сельской местности

Коробки, переплёты, двери (ч. 11)

 
 

Шарнирные петли делают глухими и съемными, у последних на один конец стержня навинчивают наконечник. Высота петель - 75-125мм, ширина карты - 30-35мм. На такие петли навешивают переплеты и двери. Шарнирные петли меньших размеров применяют для форточек. Размеры петель определяют, исходя из массивности изделий, размеров брусков коробок и обвязок.

Стержень шурупа должен достаточно плотно входить в отверстие петли, а головка его - в раззенкованное отверстие. Когда стержень шурупа немного меньше диаметра отверстия в петле, то последняя будет шататься, как бы туго ее ни привертывали. Когда головка шурупа выступает над раззенкованным отверстием, то переплеты или двери будут пружинить и не прикрываться плотно.

Применяют шурупы с плоской, или потайной, полукруглой, или полупотайной, головками: первый вид шурупов - для всех видов работ, второй и третий - для крепления ручек, приставных замков и других приборов, то есть там, где выступающие головки не будут мешать плотному притвору створок переплетов дверей. Перед завертыванием шурупа рекомендуется в центре отверстия в петле проколоть шилом неширокое, глубиной 10-15мм отверстие, слегка вбить шуруп (на глубину 5-7мм) и после этого ввертывать его, но ни в коем случае не забивать молотком. Нельзя крепить петли гвоздями.

Если шарнирные петли можно крепить как на левую, так и на правую створку, то полушарнирные петли подразделяются на правые и левые. На левой петле со стороны раззенкованных отверстий стержень находится слева, а на правой - справа (рис. 78).

Дверь, навешенная на правые петли: а - правая петля; б - навешенная дверь

78. Дверь, навешенная на правые петли:
а - правая петля; б - навешенная дверь

Для двери, открываемой на себя вправо, применяют правые полушарнирные петли; для створок оконного проема, открывающихся в разные стороны (зимние открываются наружу, а летние внутрь), - две пары левых и правых петель.

Таким образом, петли надо навешивать по их назначению. Если левую петлю навесить на правую створку, то при открывании створки последняя будет сниматься с петли под действием собственной массы, а это может привести к травме.

Навешивание створок или рам на петли начинают с прирезки петель в створке. Петлю приставляют к бруску на таком расстоянии от верхнего или нижнего конца, чтобы оно равнялось длине петли, но при условии, чтобы между петлей и торцом шипов было не менее 10мм, больше - лучше. Прирезать петли на шипы, а также на сучки и другие дефекты древесины не рекомендуется.

Наметив карандашом или шилом риски для петли, стамеской вырезают древесину на толщину одной карты. Затем ставят петлю, намечают шилом места для шурупов и привертывают петлю параллельно кромке бруска. Укрепив две петли на створке, их раскрывают, приставляют к четверти коробки, туго прижимают к фрамуге (глухую раму - к верхней четверти коробки) и очерчивают карандашом или шилом, делая риски, по которым выбирают древесину, образуя выемку для петли.

После этого створку или раму приставляют к коробке вторично так, чтобы петли встали в гнезда, намечают места для шурупов и привертывают каждую петлю сначала одним шурупом. После навешивания двух створок проверяют, как они закрываются и открываются, выполняют нужные исправления, опуская, поднимая или углубляя петлю, и только после этого завертывают остальные шурупы.

При массовой навеске дверей или переплетов для разметки мест под петли можно применять шаблон столяра-новатора Павлихина. Он состоит из деревянной рейки, к которой прикреплены две скобы из тонкой полосовой стали с заостренными краями. Скобы делают по размеру петель и ставят в нужном месте рейки. К одному торцу прикрепляют упор. Шаблон приставляют к створке так, чтобы он зацепился упором за один конец, ударяют по нему киянкой или молотком, от чего на бруске отпечатываются очертания петель, по которым вырезают стамеской древесину под петли. Точно так же размечают места под петли и на коробках (рис. 79).

Шаблон Павлихина для раметки мест под петли: 1 - упор; 2 - скобы

79. Шаблон Павлихина для раметки мест под петли:
1 - упор; 2 - скобы

Двери навешивают так же, как и створки переплетов. Чтобы дверь не открывалась произвольно, рекомендуется навешивать ее с небольшим наклоном в сторону четверти коробки. При навешивании дверь плотно прижимают к верхней четверти коробки. У двухпольных или полуторапольных дверей предварительно пристрагивают притворы, после навешивания прибивают с двух сторон нащельники, которые предохраняют места притвора от продувания ветром. Двери лучше навешивать на съемные петли, что облегчает выполнение ремонта.

Прирезка приборов. К навешенным створкам, рамам и дверям прирезают различные приборы, то есть ставят ручки, замки, шпингалеты, задвижки, крючки и т. д.

Ручки, крючки и задвижки крепят после окрашивания переплетов и дверей, а замки и внутренние шпингалеты - до окрашивания. Шпингалеты ставят только в двупольные или полуторапольные двери. При высоте двери до 2м ставят два шпингалета длиной по 235мм, у двери выше 2м - нижний шпингалет длиной 235мм, а верхний - 370мм. Это делают для того, чтобы шпингалет можно было открыть с пола. Крепят шпингалет несколькими шурупами.

Для установки шпингалетов в местах притвора одной половины вверху и внизу выбирают стамеской пазы, глубина которых должна обеспечивать легкое открытие и закрытие шпингалета.

Задвижки крепят с той стороны переплета, которая прижимает вторую створку. На эту створку ставят две задвижки. Если рама открывается полностью, то на нее также ставят две задвижки.

Крючки менее удобны, чем задвижки. Применяют их главным образом для закрепления створки в открытом положении.

Форточки запирают форточными завертками небольшого размера. Для запирания дверей применяют задвижки или другие простейшие приборы, но чаще замки.

Ручки для закрывания и открывания створок переплета, рам и дверей бывают правые и левые (рис. 80): правую крепят к правой половинке двери или переплета, а левую -к левой на расстоянии 900-1100мм от пола.

Ручки: а - левая; б - правая

80. Ручки:
а - левая; б - правая

Ручки, задвижки и другие приборы иногда неплотно прилегают к брускам, потому что им мешают выступающие гайки и заклепки. В этом случае под ними необходимо вырубить гнезда требуемой длины и глубины.

Замки применяют врезные, накладные, прирезные. Врезной замок монтируют в боковом бруске открывающегося полотна двери на такой же высоте от пола, как и дверные ручки (900-1100мм). Гнезда под замки (под коробку и переднюю планку) вырубают долотом или стамеской так, чтобы передняя планка была заподлицо с кромкой бруска, или утопала на 1/2мм в его толщу, но не выступала выше кромки. В гнездо вставляют замок и проверяют плотность прилегания передней планки, замок вынимают, измеряют расстояние от ключевины до планки и переносят этот размер на дверь так, чтобы при вырубании отверстия в бруске оно было против ключевины. Сначала можно просверлить отверстие диаметром на 2-3мм больше стержня ключа, а для бородки продолжить отверстие. После этого замок привертывают шурупами и проверяют ключом его работу. Если замок плохо работает, то его вывертывают и исправляют дефекты (рис. 81).

Фалевый замок с сувальдным механизмом

81. Фалевый замок с сувальдным механизмом

При вставке врезного замка рекомендуется использовать шаблон Кускова (рис. 82). Верхняя планка шаблона выполнена из доски толщиной 10-12мм, а боковые стороны - из фанеры-переклейки, плотного картона или пластмассы. Шаблон надевают на полотно двери в нужном месте и карандашом метят положение верха планки замка, глубину выемки гнезда и место нахождения замочной скважины. Долбят гнездо обычным способом. По краям гнезда просверливают отверстия на глубину замка сверлом, диаметр которого равен толщине коробки, можно и несколько уже. Это облегчает дальнейшее выполнение гнезда.

Шаблон Кускова для разметки гнезд под врезные замки

82. Шаблон Кускова для разметки гнезд под врезные замки

Более сложно прирезать запорную планку, даже опытные столяры затрачивают на эту операцию много времени. Поэтому лучше поступить так. В четверти коробки или половине двери против засова вырубают гнездо глубиной не более 5мм, размером несколько больше, чем торец засова. Затем замазывают гнездо заподлицо с бруском мягкой глиной, пластелином, замазкой или мякишем хлеба. Можно приготовить замазку из мела на тавоте или машинном масле. Замазанное место заглаживают на уровне четверти, прикрывают дверь и поворотом ключа выдвигают засов. Он оставляет отпечаток, по которому прикладывают запорную планку прорезью точно по центру отпечатка. Планку обводят карандашом или шилом, делают метки и против катка, если он имеется в замке, и т. д. По намеченным рискам выбирают древесину на нужную глубину и привертывают планку шурупами.

  Rambler's Top100