Joiner's works Joiner's works in rural mestosti Works of the joiner Work of the joiner in a countryside

Angular connections

 
 

Usually carry out by means of thorns and eyes (fig. 31). Shipovye connections happen unary, double and threefold. The shipovaja detail consists of a thorn 1 with zaplechikami 2 (length of a thorn - 3, a thickness - 4 and width - 5мм), and an eye - from an eye 6 limited to cheeks 7. Instead of an eye often apply nests about (fig. 31, and. An unary thorn to make easier, but it less strong in comparison with a double or threefold thorn.

The Thickness of a thorn in angular connections can be accepted in following limits: for odnoshipovyh connections - from 1 / 3 to 3 / 7 thickness bruska, for dvuhshipovyh - from 1 / 5 to 2 / 9 , for trehshipovyh - usually 1 / 7 thickness bruska. The width of eyes should equal to a thickness of a thorn, and to be such that thorns with small effort entered into eyes easier.

Zaplechiki should be identical and equal 1 / 3 - 2 / 7 an unary thorn and 1/5-1/6 thickness bruska a double thorn.

Nests for a deaf thorn should be on 2-3мм more lengths of a thorn. It is necessary for preparation of connection and for running off there surpluses of glue. Thorns carry out at horizontal bruskov eyes - at vertical. Except these thorns depending on a thickness and length of details apply thorns plug-in, cylindrical or squared, thickness 8-15мм in the length 60-120мм.

The Thickness of a thorn should be such that it with small effort entered into an eye. If it is thicker than an eye or a nest, at a thorn insert in them a detail raskleetsja. When the thorn is more thin an eye or a nest connection turns out weak. Sometimes such thorn put on a thin strong paper on glue that increases durability of connection.

Shipovye of connection: and - an unary thorn: 1 - a thorn; 2 - zaplechniki; 3 - length of a thorn; 4 - a thickness of a thorn; 5 - width of a thorn; 6 - an eye; 7 - cheeks; 8 - a nest; - a double thorn; in - a threefold thorn; g - carrying out risok a comb; d - position of a cloth of a saw on bruske at zapilivanii thorns and eyes; e - lines has spent on drink in thorns and eyes; - zapilivanie thorns and eyes; z - cutting of cheeks, are marked by letters of detail SH - shipovye, P - proushinnye

31. Shipovye connections: and - an unary thorn :
1 - a thorn; 2 - zaplechniki; 3 - length of a thorn; 4 - a thickness of a thorn; 5 - width of a thorn; 6 - an eye; 7 - cheeks; 8 - a nest; - a double thorn; in - a threefold thorn; g - carrying out risok a comb; d - position of a cloth of a saw on bruske at zapilivanii thorns and eyes; e - lines has spent on drink in thorns and eyes; - zapilivanie thorns and eyes; z - cutting of cheeks, are marked by letters of detail SH - shipovye, P - proushinnye

To accuracy of performance shipovyh connections make strict demands. Shipovye connections carry out in such sequence First of all, is exact on the size plane bruski square and squared. All parties bruskov check a square.

Then on the ends bruskov by means of a comb spend risks. Applying a comb, risks spend for once, irrespective of the fact which shipovoe connection: unary, double or threefold. Risks spend on two opposite sides bruska.

When apply a surface gauge brusochki it is necessary perestanavlivat. That risks were identical on all ends bruskov, a surface gauge at first spend them on all bruskam from two parties. Then brusochki a surface gauge rearrange and precisely also spend risks on all ends. Thus, correctly arranged comb more proizvoditelna also is convenient (fig. 31. As length of a thorn take to an equal thickness bruska after carrying out by a comb or a surface gauge (longitudinal) risok it is necessary to spend also horizontal (cross-section) risks a pencil or shilom on a square, limiting this length. On bruskah with eyes also spend risks, limiting their height which should equal to width of a thorn.

After drawing of all risok on the ends bruskov them fix in a workbench and start to zapilovke thorns and eyes luchkovoj a saw or nozhovkoj with a wide cloth. A luchkovaja saw proizvoditelnee nozhovki.

At zapilovke the saw cloth should be nearby risks and its line to remain untouched, that is the saw should go from risks. zapilivanija thorns the saw should go to time from their lateral aspect, and at an eye - with internal (fig. 31. After propilivanija there is a dark strip has spent on drink (fig. 31,).

In an initial stage zapilivanija arrange has washed down, that is deepen a saw cloth on 2-3мм in a thickness of wood. For this purpose a saw cloth put from risks on 1 / 4 its thickness, approximately on 1 / 10 mm, and press to it a nail of a thumb of the left hand. A saw at first conduct on itself, doing by that has washed down, at which saw teeths slightly run into a tree. Then a saw short movements conduct forward, gradually deepening it in wood on 2-3мм. In process of saw deepening in has spent on drink pilenie carry out on full scope. It is necessary to saw without pressing a saw (fig. 31, differently it evades from the direction (especially luchkovaja). In an operating time a saw direct to a proper place by turn luchka. Correct raspil without a warp should be from both parties of a thorn or an eye.

Having executed all prosaws, at shipovyh details cut cheeks (fig. 31, thus the line has spent on drink should be strictly at right angle or with skosom inside, rather the reverse.

Thorns in eyes should incorporate without an additional erasure a chisel to the corresponding density. Cleanliness raspila depends on a saw.

It should be sharp, with the small, equally dissolved teeths. Cheeks cut only at shipovyh details. At unary thorns wood do not hollow, at double - once in the middle between two thorns, at threefold hollow out two times between three thorns. At proushinnyh details carry out only dolblenie.

In all cases in shipovyh and proushinnyh details, and also in nests to hollow wood follows on risks at nests and on lines has spent on drink at thorns and eyes. Dolblenie carry out for two receptions. At first a joiner's chisel or a chisel put so that the edge was nearby risks and did not cut off it, and the tool is put a facet in a nest, or by eyes. The tool edge should defend from risks on 2-3мм that protects wood from smjatija. That the cut wood was easier taken out and the tool did not break, a shaving remove in the thickness no more 5мм.

Cutting and choosing wood, reach half of depth of a nest or an eye, and then start to dolbleniju from an underside. Dolblenie from two parties it is more convenient and easier. After full removal of wood start to podrezke the remained. For this purpose the tool should be sharp. Put it strictly after risk and cut off surpluses of wood, simultaneously smoothing out a chisel all roughnesses. Having executed angular connections and having checked up dry, connect them on glue.

Except direct thorns, apply a so-called thorn in "ырё=юёъшэ §тюё=".

the Thorn "ырё=юёъшэ §тюё=". Such thorn receive strong at an angle of slope of a cheek from a thorn vertical 10° (fig. 32). If the angle of slope big, a cheek can be chopped off, and connection will turn out fragile. When the angle of slope of a cheek is less 10° a thorn "ырё=юёъшэ §тюё=" does not differ almost from the direct.

The Thorn carry out, as is shown in drawing 32, and. The nest is carried out in the size on a neck of a thorn depth on 3-5мм more by than its lengths.

the Thorn "ырё=юёъшэ §тюё=": and - normal; - with rasklinkoj (the beginning and the end rasklinivanija are shown)

32. A thorn "ырё=юёъшэ §тюё=":
And - normal; - with rasklinkoj (the beginning and the end rasklinivanija are shown)

Then a thorn saw through, forming a nest "ырё=юёъшэр §тюё=р". A wedge produce so that a thorn, without having reached to the bottom nests on the size specified above, rasklinilsja and has densely nestled on nest walls (fig. 32, 6). A thorn insert into a nest, a wedge - in has spent on drink, all grease with glue. At vgonke a thorn bruska in a nest the wedge expands a thorn and by that keeps it.

This connection strong but to repair it without thorn cutting it is impossible. Brusok it is necessary to saw off and insert into it the made thorn on glue in the cleared away nest simultaneously.

Столярные работы Столярные работы в сельской местости Работы столяра Работа столяра в сельской местности

Угловые соединения

 
 

Обычно выполняют при помощи шипов и проушин (рис. 31). Шиповые соединения бывают одинарными, двойными и тройными. Шиповая деталь состоит из шипа 1 с заплечиками 2 (длина шипа - 3, толщина - 4 и ширина - 5мм), а проушина - из проушины 6, ограниченной щечками 7. Вместо проушины часто применяют гнезда о (рис. 31, а, б, в). Одинарный шип проще изготовить, но он менее прочный по сравнению с двойным или тройным шипом.

Толщину шипа в угловых соединениях принято принимать в следующих пределах: для одношиповых соединений - от 1/3 до 3/7 толщины бруска, для двухшиповых - от 1/5 до 2/9, для трехшиповых - обычно 1/7 толщины бруска. Ширина проушин должна равняться толщине шипа, а проще быть такой, чтобы шипы с небольшим усилием входили в проушины.

Заплечики должны быть одинаковыми и равняться 1/3 - 2/7 одинарного шипа и 1/5-1/6 толщины бруска двойного шипа.

Гнезда для глухого шипа должны быть на 2-3мм больше длины шипа. Это необходимо для подготовки соединения и для стекания туда излишков клея. Шипы выполняют у горизонтальных брусков проушины - у вертикальных. Кроме этих шипов в зависимости от толщины и длины деталей применяют шипы вставные, цилиндрической или прямоугольной формы, толщиной 8-15мм длиной 60-120мм.

Толщина шипа должна быть такой, чтобы он с небольшим усилием входил в проушину. Если же он будет толще проушины или гнезда, то при вставке шипа в них деталь расклеется. Когда шип тоньше проушины или гнезда, то соединение получается слабое. Иногда на такой шип надевают тонкую прочную бумагу на клею, что увеличивает прочность соединения.

Шиповые соединения: а - одинарный шип: 1 - шип; 2 - заплечники; 3 - длина шипа; 4 - толщина шипа; 5 - ширина шипа; 6 - проушина; 7 - щечки; 8 - гнездо; б - двойной шип; в - тройной шип; г - проведение рисок гребенкой; д - положение полотна пилы на бруске при запиливании шипов и проушин; е - линии пропила в шипах и проушинах; ж - запиливание шипов и проушин; з - спиливание щечек, помечены буквами детали Ш - шиповые, П - проушинные

31. Шиповые соединения: а - одинарный шип:
1 - шип; 2 - заплечники; 3 - длина шипа; 4 - толщина шипа; 5 - ширина шипа; 6 - проушина; 7 - щечки; 8 - гнездо; б - двойной шип; в - тройной шип; г - проведение рисок гребенкой; д - положение полотна пилы на бруске при запиливании шипов и проушин; е - линии пропила в шипах и проушинах; ж - запиливание шипов и проушин; з - спиливание щечек, помечены буквами детали Ш - шиповые, П - проушинные

К точности выполнения шиповых соединений предъявляют строгие требования. Шиповые соединения выполняют в такой последовательности Прежде всего, точно по размеру строгают бруски квадратной и прямоугольной формы. Все стороны брусков проверяют угольником.

Затем по концам брусков при помощи гребенки проводят риски. Применяя гребенку, риски проводят за один раз, независимо от того, какое шиповое соединение: одинарное, двойное или тройное. Риски проводят на двух противоположных сторонах бруска.

Когда применяют рейсмус, то брусочки приходится перестанавливать. Чтобы риски были одинаковыми на всех концах брусков, рейсмусом сначала проводят их по всем брускам с двух сторон. Затем брусочки рейсмуса переставляют и точно также проводят риски по всем концам. Таким образом, правильно устроенная гребенка более производительна и удобна (рис. 31, г). Поскольку длину шипа берут равной толщине бруска, то после проведения гребенкой или рейсмусом (продольных) рисок надо провести еще и горизонтальные (поперечные) риски карандашом или шилом по угольнику, ограничивая эту длину. На брусках с проушинами также проводят риски, ограничивая их высоту, которая должна равняться ширине шипа.

После нанесения всех рисок по концам брусков их закрепляют в верстаке и приступают к запиловке шипов и проушин лучковой пилой или ножовкой с широким полотном. Лучковая пила производительнее ножовки.

При запиловке полотно пилы должно находиться около риски и ее линия оставаться нетронутой, то есть пила должна идти от риски. Во время запиливания шипов пила должна идти с их наружной стороны, а у проушины - с внутренней (рис. 31, д). После пропиливания остается темная полоса пропила (рис. 31, е).

В начальной стадии запиливания устраивают запил, то есть углубляют полотно пилы на 2-3мм в толщину древесины. Для этого полотно пилы ставят от риски на 1/4 ее толщины, примерно на 1/10 мм, и прижимают к ней ноготь большого пальца левой руки. Пилу сначала ведут на себя, делая тем самым запил, при котором зубья пилы слегка врезаются в дерево. Затем пилу короткими движениями ведут вперед, постепенно углубляя ее в древесину на 2-3мм. По мере углубления пилы в пропил пиление выполняют на полный размах. Пилить следует без нажима на пилу (рис. 31, ж), иначе она уклоняется от своего направления (особенно лучковая). Во время работы пилу направляют в нужное место путем поворота лучка. Правильный распил без перекоса должен быть с обеих сторон шипа или проушины.

Выполнив все пропилы, у шиповых деталей спиливают щечки (рис. 31, з), при этом линия пропила должна быть строго под прямым углом или со скосом вовнутрь, а не наоборот.

Шипы в проушины должны соединяться без дополнительной подчистки стамеской с соответствующей плотностью. Чистота распила зависит от пилы.

Она должна быть острой, с мелкими, одинаково разведенными зубьями. Щечки спиливают только у шиповых деталей. У одинарных шипов древесину не долбят, у двойных - один раз в середине между двумя шипами, у тройных выдалбливают два раза между тремя шипами. У проушинных деталей выполняют только долбление.

Во всех случаях в шиповых и проушинных деталях, а также в гнездах долбить древесину следует по рискам у гнезд и по линиям пропила у шипов и проушин. Долбление выполняют за два приема. Сначала столярные долото или стамеску ставят так, чтобы лезвие было около риски и не срезало ее, а инструмент ставят фаской внутрь гнезда, или проушины. Лезвие инструмента должно отстоять от риски на 2-3мм, что предохраняет древесину от смятия. Чтобы подрубленная древесина легче вынималась и не ломался инструмент, стружку снимают толщиной не более 5мм.

Подрубая и выбирая древесину, доходят до половины глубины гнезда или проушины, а затем приступают к долблению с обратной стороны. Долбление с двух сторон удобнее и легче. После полного удаления древесины приступают к подрезке оставшейся. Для этой цели инструмент должен быть острым. Ставят его строго по риске и срезают излишки древесины, одновременно зачищая стамеской все шероховатости. Выполнив угловые соединения и проверив насухо, соединяют их на клею.

Кроме прямых шипов, применяют так называемый шип в "ласточкин хвост".

Шип "ласточкин хвост". Такой шип получают прочным при угле наклона щечки от вертикали шипа 10° (рис. 32). Если угол наклона большой, щечка может сколоться, и соединение получится непрочным. Когда угол наклона щечки меньше 10°, шип "ласточкин хвост" почти не отличается от прямого.

Шип выполняют, как показано на рисунке 32, а. Гнездо выполняют размером по шейке шипа глубиной на 3-5мм больше его длины.

Шип "ласточкин хвост": а - нормальный; б - с расклинкой (показаны начало и конец расклинивания)

32. Шип "ласточкин хвост":
а - нормальный; б - с расклинкой (показаны начало и конец расклинивания)

Затем шип пропиливают, придавая гнезду форму "ласточкина хвоста". Клин изготовляют с таким расчетом, чтобы шип, не дойдя до дна гнезда на указанную выше величину, расклинился и плотно прижался к стенкам гнезда (рис. 32, 6). Шип вставляют в гнездо, клин - в пропил, все смазывают клеем. При вгонке шипа бруска в гнездо клин расширяет шип и тем самым удерживает его.

Это соединение прочное, но ремонтировать его без срезания шипа невозможно. Брусок приходится отпиливать и вставлять в него изготовленный шип на клею в расчищенное гнездо одновременно.

  Rambler's Top100